+7 (495) 505-53-15
info@zvk-m.ru

Новости

11.04.2023

Демонстрация возможностей

Во время показательной поездки находящийся в Центре дистанционного контроля и управления движением машинист-оператор поочерёдно управлял «Ласточками» № 113 и № 136 через цифровой радиоканал поколения 4G. Демонстрация возможностей проходила под руководством заместителя генерального директора – директора Санкт-Петербургского филиала АО «НИИАС» Павла Попова при участии начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Владимира Андреева.

Оба электропоезда соответствуют III уровню автоматизации (из четырёх возможных). Они могут работать в беспилотном режиме, их можно контролировать удалённо, управлять движением с пульта оператора так же, как из кабины машиниста. При этом локомотивная бригада, готовая в любой момент принять управление, находится в кабине. Физическое отсутствие машиниста в поезде предполагает IV уровень автоматизации.

Демонстрация проходила по сценарию, в котором машинисту-оператору необходимо было по очереди подключаться к разным поездам, контролировать их состояние и дистанционно управлять подвижным составом. Участвующие в испытаниях электропоезда двигались в общем порядке между другими «Ласточками», выполнявшими будничную работу по перевозке людей. 113-й и 136-й пассажиров не брали, производили остановки на всех платформах без открытия дверей. Таким образом, сценарий моделировал будущий переходный период, когда часть поездов на МЦК будут автоматизированными, а часть останется с обычным управлением.

На испытания первым из парка выехал 113-й. После нескольких минут движения под контролем машиниста-оператора электропоезд был переведён в автоматический (беспилотный) режим. Далее удалённый машинист подключился к 136-му, который выехал на МЦК в автоматическом режиме.

В ходе испытаний машинист-оператор демонстрировал возможность реагирования на специально организованные нештатные ситуации. На платформе Балтийская протестировали, как работает датчик контроля блокировки дверей, как система распознаёт даже небольшие предметы, оказавшиеся между створками, и не даёт поезду двигаться дальше, пока проблема не устранена. «Ласточек» ждали проезд с опущенным токоприёмником на участках с имитируемой неисправностью контактной сети; взаимодействие с платформой Крымская, где установлена автоматическая система контроля посадки и высадки пассажиров; имитация отказа пассажирской двери; имитация срыва стоп-крана.

Финальным испытанием стало проследование в парк отстоя на станции Андроновка. Поезд № 113 проехал в режиме дистанционного управления, а № 136 – в автоматическом. «Концепция будущего: все поезда под удалённым контролем машинистов-операторов. Им не нужно постоянно управлять электропоездами, только следить за общей ситуацией на МЦК и реагировать в нештатных случаях. К примеру, оператор сможет дистанционно вести поезд по маршруту при неисправности, внести изменения в схемы электропоезда, уменьшить тягу или убрать с пути неисправный поезд и выпустить резервный», – рассказал начальник отдела АО «НИИАС» Сергей Кудряшов.

Эксплуатация беспилотных поездов предусмотрена ПТЭ, которые действуют с 1 августа 2022 года. Инженерами НИИАСа спроектировано здание Центра дистанционного контроля и управления электропоездами на МЦК. Совместно со специалистами ПКБ локомотивного хозяйства идёт работа по модернизации пульта машиниста-оператора. Усилиями ОАО «РЖД», АО «НИИАС», АО «ВНИИЖТ» и ООО «Уральские локомотивы» ведётся создание отечественного электропоезда IV уровня автоматизации.

Автор: Дарья Буданцева,
АО «НИИАС»

Материал взят с ресурса www.gudok.ru

Возврат к списку